Гниренко В.Г. (г. Ростов-на-Дону) "Методические рекомендации по использованию обучающих компьютерных программ для занятий шахматами с детьми"


04 октября 2011


  

Гниренко В.Г. (г. Ростов-на-Дону)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ   ШАХМАТАМИ С ДЕТЬМИ

 

Всеобщая компьютеризация учебных заведений и граждан нашей страны создала материальную основу для повсеместного внедрения обучающих программ в процесс подготовки юных шахматистов.

 

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с заметным увеличением внимания во всём мире к детским шахматам раннего возраста. Во многих странах серьезные занятия начинаются с детьми 4-5 лет. Такой подход требует внедрения новых форм обучения с использованием современных педагогических новаций, которые предполагают широкое использование возможностей персонального компьютера (ПК).

Преимущества, которые дает внедрение ПК в процесс любого обучения в школах, вузах, уже не требует подтверждения и общеприняты. 

Воспользоваться этими преимуществами при занятиях шахматами, даже при наличии ПК стало возможно только после разработки и массового выпуска качественного, удобного в эксплуатации и доступного по цене соответствующего программного обеспечения.

С этой задачей успешно справилось ООО  «Дайв» (г. Москва), объединившее усилия высококвалифицированных программистов и шахматных тренеров.

 

Содержание настоящей публикации ориентировано на тренеров, желающих получить краткую наглядную характеристику назначения и возможностей уже разработанных и имеющихся в свободной продаже обучающих программ, а так же апробированную последовательность их использования для различных категорий обучаемых.

Состав разработанного программного обеспечения позволяет его применять как при индивидуальных занятиях, так и, при наличии компьютерного класса, оснащенного сервером и рабочими местами, для групповых занятий. 

Распределим программы по стадиям шахматной партии (табл.1) и  по квалификации обучаемых (тал.2) в порядке их использования, приведём краткую характеристику.

На самых первых уроках обучающие программы, особенно с детьми 4-5 лет, позволяют, используя терминологию гроссмейстера  А.Нимцовича, сократить «формальный балласт» и избежать «серой скуки» при получении ими начальных знаний о том, что «ладья ходит так, а конь дико мечется во все стороны».

Этот период обучения иногда становится решающим, так как создать игровую ситуацию не всегда получается, а на  ребёнка выплёскивается большой объём формальных знаний, который может его разочаровать.

 

Если применить в этот период такие обучающие программы как «Шахматы в сказках», « Большое шахматное путешествие», «Динозавры учат шахматам», то наглядная содержательность урока будет достигнута демонстрацией увлекательных, красочных и озвученных картин, мультиков и совместно со сказочными героями ребёнок запомнит начальные правила и приёмы игры.

Продолжить начальную подготовку на следующем этапе следует при помощи программы «Шахматная школа», «Шахматы: от простого к сложному»  которые помогут наглядно обучить полному курсу шахматных правил, начиная с описания особенностей рисунка шахматной доски, ходам фигур, превращениям пешки, рокировки, взятия на проходе и т.п., включая правила поведения во время игры. После изучения нового материала можно  получить оценку за степень усвоения изученного.

На заключительном этапе начального обучения не обойтись без программ «Шахматный задачник. Мат в 1 ход», «Шахматный задачник. Мат в 2 хода», «Шахматы: простые взятия», «Элементарные шахматные комбинации»,  «Шахматная тактика для начинающих». Использование этих программ позволит получить навыки игры на мат и познакомит с элементарными тактическими приёмами.

 

На переходном этапе от начального обучения к подготовке шахматистов разрядников следует воспользоваться дидактическим материалом, заложенным в программе «Шахматная школа для IV-II разрядов», охватывающим все стадии шахматной партии и помогающим освоить основы игры в дебюте, начальные понятия стратегии и тактики миттельшпиля и эндшпиля. Тестирование, уровня подготовки шахматиста, которое позволяет провести эта программа, свидетельствует, что при выполнении 75% её контрольных заданий, квалификация обучаемого соответствует I разряду. На этом этапе большую пользу принесут обучающие программы «Шахматная тактика для IV-II разрядов», «Шахматы: искусство защиты».

Дальнейшее совершенствование квалификационного роста шахматистов II–I разрядов во всех стадиях шахматной партии обеспечит использование методического материала программ: «Матовая атака в дебюте», «Атака на короля в миттельшпиле», «Шахматные дебюты: теория и практика», «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматная стратегия», «Шахматные комбинации», «Учебник по эндшпилю» (в составе программы «Шахматный университет»).

Опытные перворазрядники и кандидаты в мастера заметно улучшат своё понимание дебютных систем и их связь с планами в миттельшпиле, используя программу «Энциклопедия миттельшпиля», состоящую из четырёх томов. Могут повысить своё тактическое мастерство с помощью программы «Энциклопедия шахматных комбинаций». Незаменимыми пособиями по эндшпилю для этой категории шахматистов являются программы «Шахматные окончания: теория и практика» и «Энциклопедия шахматных окончаний».

Важным инструментом для анализа собственных партий и отдельных позиций на ПЭВМ могут послужить  игровые программы: Fritz 12, ChessMaster 11, имеющие русские версии, а так же,  сильнейшая в мире игровая программ Rybka 4.1 2011.

 

Если вы хотите достигнуть мастерского уровня игры, то вам следует обязательно установить на ваш компьютер профессиональный пакет  программ под общим названием Chess Assistant 11, включающий:

- мощную информационно-поисковую систему;

- более 4 225 000 партий;

- сильнейшую игровую программу Rybka 4;

- дебютную энциклопедию;

- учебник по эндшпилю А.Панченко;

- энциклопедию игроков – 950 фотографий;

- игровой портал «Шахматная планета» для игры в Интернете.

Сокращенные базы по числу партий представлены в пакетах программ, имеющие названия «Шахматный университет» и  «Chess Assistant 11 стартовый пакет». Они содержат партии только высококвалифицированных шахматистов. В них отсутствуют партии некоторых турниров, детских соревнований.

Игрокам, приближающимся к мастерскому уровню не обойтись без электронных монографий по таким популярным дебютам как «Французская защита», «Сицилианская защита» и др., содержащих до 50 000 партий каждая.

На любом этапе обучения следует изучать шахматное творчество великих чемпионов. Очень наглядно это можно сделать, используя ПЭВМ, установив на него диски с партиями  Ласкера, Капабланки, Алёхина, Таля. Эти диски кроме всех партий корифеев, расположенных в хронологическом порядке, содержат их фотографии и позволяют проверить своё   комбинационное зрение, зайдя в раздел «Сыграйте как …Таль (Алёхин и т.п.)».

Подводя итог настоящих рекомендаций, опираясь на собственный опыт использования ПЭВМ в подготовке шахматистов от начального до мастерского уровня, следует подчеркнуть, что ни одна обучающая программа не может полностью заменить тренера и процесса живого общения с ним, но значительно повышают качество обучения и самостоятельной работы.

Основные выводы, которые можно сделать из приведенных выше методических рекомендаций следующие:

- предлагаемая последовательность использования обучающих программ даёт возможность выбрать нужный пакет соответствующий уровню подготовки обучаемых;

- включение обучающих программ в учебный процесс помогает его построить с учётом индивидуальных особенностей обучаемого, сделать это процесс динамичным и наглядным;

- значительно облегчается в период проведения занятия работа тренера, использующего методический материал, заложенный в обучающей программе и содержащий обобщение опыта лучших методистов. Это позволяет компенсировать дефицит качественной шахматной литературы;.

- при наличии ПК дома у обучаемого, упрощается составление плана его самостоятельной работы, её проведения, контроля качества выполнения родителями, преподавателем и самоконтроля;

- наличие в большинстве  обучающих программ встроенных игровых блоков позволяет постоянно совершенствовать практическую игру при отсутствии игровой практики с сильными противниками, что очень важно для детей, проживающих далеко от шахматных клубов.

Таблица 1   

Таблица 2

 

Ознакомиться с полным перечнем упомянутых выше программных продуктов, новинками шахматной литературы и разнообразным шахматным  инвентарём, а также с порядком их заказа вы можете на сайте ООО “Дайв ”: www.chessassistant.ru.

По телефонам в Москве: (495) 983-33-38.

В Ростове-на-Дону продукты ООО “Дайв”, у автора

 по тел.: (863) 230-55-53,  E-mail: vgnirenko@list.ru

 

 

Гниренко Виталий Григорьевич

Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник

(специализация – кибернетика, теория игр).

Тренер по шахматам г. Ростова-на-Дону.

Среди учеников международный гроссмейстер Виталий Киселёв,

мастера ФИДЕ Мария Тетерина, Анастасия Травкина.


система комментирования CACKLE